главная страница
АКАДЕМИЯ ИГРЫ
публикации

 

Российским играм официальный статус!..

«… Интересный прецедент появления оригинального национального вида спорта».

Никита Симонян, Алексей Парамонов,

Олимпийские чемпионы, заслуженные мастера спорта СССР. (Из отзыва на московскую версию игры «Настольный футбол» - Planeball).

     Теперь уже мало кто знает и помнит, как в послевоенной Москве детвора сама обустраивала свой неприкаянный досуг, придумывая себе дворовые забавы, некоторые из которых по всем признакам стали национальными играми и выполнили в то время свою объединяющую, развивающую… общественную роль.

      Впервые об этом широко поведали с экрана известные деятели искусства Лев Дуров, Алексей Козлов, Валентин Гафт, Александр Збруев в обаятельном ретроспективно-хроникальном фильме Алексея Габриловича и Александра Марьямова «Дворы нашего детства».

      Продолжена эта тема у Александра Нилина в журнале «Спортклуб» нашей статьёй «Настольные страсти» (№ 1-2 за 2000 г.)

      Эти игры и поныне тихо живут в Москве, радуя не только поколение их создателей, но и поколения последующие, в узких товарищеских и семейных кружках никому более не ведомые, способные и впредь выполнять своё социальное предназначение.

      Дворовых игр тогда было много, некоторые из них, наиболее популярные и любимые, театрализующие футбол, хоккей, баскетбол и прочие, мы воссоздали в виде современных настольных версий, принципиально отличных от известных, в т.ч. зарубежных аналогов – это:

-         «Мой футбол» (Planeball), автор д.т.н. В.В. Берендт, свидетельство РФ на полезную модель №6146, 26.02.97 г.;

-         «Таймболл», автор А.С. Соловьёв, патент РФ №2101062, 24.04.95 г.;

-         «Малый московский хоккей» (коллективное авторство группы его почитателей).

Это настольные лично-командные игры. По некоторым данным, в те далёкие времена подобными играми увлекались десятки тысяч маленьких москвичей, и это было явление, даже движение, которое по увлечённости и размаху можно квалифицировать как уникальное в детской игровой истории Москвы, просто об этом мало известно.

Такие игры относятся к динамичным, интеллектуальным играм преследования, а, следовательно, принадлежат к разряду спортивных. Они развивают тонкую моторику, функции зрения, реакцию и координацию движения, формируют стратегическое и тактическое мышление, совершенствуют речь, воспитывают навыки достойного общения с партнёрами и соперниками, учат конструктивному разрешению конфликтов, подчинению действий общей задаче. В этих играх познаются законы физики, механики, баллистики, правила геометрии, признаётся и усваивается необходимость заложенных в играх правовых и этических норм и многое другое. При этом они развлекательны и эмоциональны, как сам футбол или хоккей, и безопасны. Это достигается тем, что для каждой игры по принципу максимального приближения к её популярному прототипу, разработаны занимательные Правила. Игры не критичны к возрасту, легко осваиваются детьми 10-12 лет, доступны людям с ослабленным здоровьем и психикой, в том числе инвалидам, служат средством снятия трудовых и профессиональных стрессов и т.д. Эти игры экономичны, т.к. не требуют значительных площадей, специальных помещений и обслуживания.

Наиболее продвинута из этих игр – «Мой футбол», для неё разработаны конструкторская и технологическая документация, методология игры и основы теории; игра выпускается на промышленном уровне и положительно оценивается публикациями московской прессы.

Игра представляет живое и органичное сочетание тактического макета футбола с техническим плоскостным аналогом бильярда и использует традиционные для народных игр средства свободного перемещения игровых фигур.

Следует сказать, что перспективность игры официально отмечена рядом внимательных и разноплановых специалистов в области игр, таких как главный редактор журнала «Наука и жизнь» И.К. Логовский, вице-президент Российского Футбольного Союза Н.П. Симонян, заведующий кафедрой индивидуально-игровых видов спорта РГАФК, заслуженный тренер России О.В. Матицын, директор Всемирного интеллектуального фестиваля (ВВЦ, г. Москва, 1998 г.), профессор В.Е. Махоткин, психологи и методисты Московского городского Дворца творчества детей и юношества, что на Воробьёвых Горах, к.п.н. С.В. Григорьев и А.В. Ерошкин и многие др., в том числе соответствующими экспертными органами.

Развитие этих игр шло не простым путём, но, как всегда, всё произошло само собой после того, как некоторые из тех, кто призван радеть о детском и юношеском досуге отмахнулись от их разработчиков и почитателей. Последние волею судьбы собрались в Государственной муниципальном учреждении (ГМУ) – Досуговый Центр «ВОСХОД» Московского Комитета по делам семьи и молодёжи (КДСМ) у Лидии Ивановны Морозовой и вместе поняли, что настало время дать играм новую жизнь, чтоб снова послужили обществу.

Руководство КДСМ в лице Заместителя председателя Комитета О.Е. Пильщикова оценило идею, преобразовав её в практическое действие – при Досуговом Центре «ВОСХОД» образована творческая группа (в перспективе – Ассоциация разработчиков и производителей российских игр), которая быстро расширилась, принеся свои плоды.

В.А.Синельников, к.т.н., предложил группу разработанных им игр:

-         Королевские шахматы (Кингчесс);

-         Московские и Президентские шашки – настольные лично-командные игры, широко доступные, не требующие специальной подготовки;

-         Синплей, Футвалей, «Два мяча» (Туватербол) – оригинальные спортивные командные игры на волейбольной, баскетбольной или гандбольной площадках и на воде – доступные всем, кто владеет мячом, хотя бы на любительском уровне. На  школьных и других спортивных фестивалях эти игры вызывают большой интерес у детей, юношества, в т.ч. студентов спортивных учебных заведений.

П.В. Быстров, к.т.н., предложил комплекс более чем из 100 собранных им игр групповых и индивидуальных для детей от 5 до 14 лет – дидактических, головоломных, электронных, экологических, театрализующих, игровых пособий, тематических наборов, конструкторов и т.п.

      В Центре «ВОСХОД» описанные в настоящем сообщении игры апробируются и тематически группируются в комплекты для игротек.

      В 1999 г. специалисты КДСМ провели широкий практический эксперимент – такие игровые комплекты были направлены в досуговые центры всех десяти административных округов Москвы, из которых поступают положительные отзывы об их использовании, свидетельствующие об интересе к этим играм детей, родителей и организаторов досуга.

      В сентябре 1999 г. Государственный комитет РФ по молодёжной политике провёл конкурс аудио-визуальных материалов, пропагандирующих здоровый образ жизни – ГМУ «ВОСХОД» стал его лауреатом за представленную «Программу о разработках и развитии новых российских спортивных, развивающих, настольных игр».

      С видеоматериалом Программы были ознакомлены Управление воспитательной работы Военно-морского флота Министерства обороны РФ и Городской Центр «Дети улиц», которые своими официальными заключениями отметили полезность использования разработанных игр для досуга военнослужащих и подростков из группы «социального риска».

      Таков предварительный итог разработок и изысканий по возрождению и развитию российских игр, получивших достойные оценки специалистов и самих потребителей – детей.

      Итог обнадёживающий и озадачивающий, как всё новое. Известно, что появление новых игр само по себе явление редкое и уже поэтому заслуживающее бережного отношения, а в данном случае оно оказалось ещё и непредвиденно широким и социально значимым для нашего непростого времени.

      Специалисты по психологии игр безрезультатно спорят о том, откуда начинаются игры – сверху или снизу. Сегодня мы, кажется, получили ответ – отовсюду и неожиданно.

      Дворовые игры 50-х годов возникли стихийно, снизу и, исполнив свою роль, чуть было не позабылись; новое время даёт шанс их возрождения и одновременно появления новых самобытных российских игр – увлекательных, эстетичных, экономичных. Наш долг использовать эти условия и не дать угаснуть этому процессу. Чуткая досуговая политика – это и престиж государства, и его социальное развитие, а реализоваться она может только сверху, на благоприятно возникшей почве.

      На этой основе возникла идея организации московского (в перспективе Российского) игрового движения, в котором приняли бы участие и дети, и родители и ветераны этих игр, соревнуясь по избранным ими видам на многоуровневой и постоянной основе с турнирами, рейтингом и т.д. Известный московский детский писатель Геннадий Снегирёв, заинтересовавшись этой идеей, предложил для неё название – «Наш Олимп», а ГЭОМЦ «Восход» готов провести первые учредительные соревнования на «Кубок КДСМ» в рамках этой идеи.

      Необходимо привлечь к этому предложению внимание Московского Комитета образования, Москомспорта, других заинтересованных ведомств и структур, в том числе зарубежных детских игровых объединений, у которых на подобные предложения весьма живая реакция, а их множество.

      Не надо забывать, что этим игры, как в прошлом, так и в настоящем – инициатива москвичей, надо позаботиться об этом приоритете.

      Наши игры по своим достоинствам не уступают пинг-понгу, дартсу, а последние уже в Олимпийской программе.

 

В. Берендт, доктор технических наук


 

 

О создании современных игр с управляемым активным

игровым пространством

 

В2000 году большим коллективом авторов, объдинившихся вокруг НПО "Взлет" (руководитель работ Ю.М.Четвериков - ген. директор "Радиком-информ", участники проекта - Волковицкий К.Е., Григорьев С.В., Кирдяшов В.А., Макаров В.А., Плетнев И.Б., Реуцкая Н.А.) в условиях государственного заказа осуществлялся комплекс работ по созданию нового поколения игр с управляемым активным игровым пространством.

Разработана типовая техническая основа для игр с активным игровым пространством, включающая игровой стол, блок управления играми, систему командной связи с активными подвижными и стационарными игровыми предметами, средства управления (переносные пульты) играющих, информационное табло и другие компоненты. Техническая основа позволяет на ее базе создать серию различных развивающих и развлекательных игр принципиально нового типа для разных возрастных категорий пользователей – от дошкольников до детей старшего школьного возраста и юношества.

Разработаны вопросы технологии разработки и производства указанного типа игр.

Созданы 2 развивающие и 2 развлекательные игры.

Созданные игры были представлены научной общественности и детям, в Московском Городском Дворце творчества детей и юношества в период проведения «Недели игры и игрушки» и в Московском Центре «Дошкольного Воспитания» имени А.В. Запорожца и получили с их стороны одобрение.

Созданная универсальная техническая основа позволяет на ее базе создавать множество разнообразных детских игр, адаптирующихся к уровню развития ребенка. Для детей, начиная от 3-х лет, это могут быть простые дидактические игры взрослого с ребенком направленные на развитие наблюдательности, памяти, внимания и координации движений. Для  детей от 5-ти лет – игры, развивающие эвристическое и логическое мышление, знакомящие с факторами риска и практической вероятностью событий. Для более старшего возраста – игры, развивающие коммуникабельность, социального партнерство, умение правильно оценивать результаты своей деятельности.

В основу реализации игр нового поколения положены дистанционное ручное и автоматическое программное управление игровыми предметами с использованием новейшего технического принципа систем управления и информационных технологий – взаимодействия индукционных электромагнитных полей.

Это позволило создать управляемую активную игровую развивающую предметную среду с изменяемыми свойствами игрового поля и игровых предметов.

Создание электронных игр с управляемым активным предметным игровым пространством, в том числе технической подосновы и конкретных игр, должно представлять непрерывно развивающуюся разработку с целью обеспечения подрастающего поколения еще более совершенными и разнообразными играми.

Производство электронных игр нового поколения, включая производство технической подосновы и производство игровых комплектов конкретных игр, представляет сложный в организационном и технологическом плане процесс, требующий соответствующей производственной базы и инвестиций.

Производство игр может быть рентабельным при их серийном производстве.

Работа по получившей государственное финансирование программе ОКР «Возрождение» выполнена в полном объеме в соответствии с техническим заданием.

 

К.Е.Волковицкий,

канд. физ.-мат. наук, зам. гендиректора "Радиком-информ".

 

 

К экспертизе игр и игрушек

 


            На протяжении года с небольшим Министерство среднего и специального образования РФ издало сразу два Приказа о введении обязательной государственной экспертизы детских игрушек, игр, игрового оборудования: № 109/23 - 16 от 26.05.99 и № 1917 от 26.06.2000.

            Приказы констатировали, что современный рынок засорен игрушками, представляющими опасность для физического и духовного здоровья детей: игрушки, провоцирующие агрессивность, жестокость, безнравственность, вызывающие нездоровый интерес к сексуальным проблемам, пробуждающие негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. С целью оградить детей от подобных игрушек, сомнительных по качеству компьютерных и иных игр, вводится обязательная государственная экспертиза в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 07.09.99 № ИК - П8 - 29473.

            При этом второй из Приказов Минобразования дополнен "Временным порядком проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей", в качестве приложений к которому даны "Критерии оценки" с формами необходимых документов и "Инструкция о порядке оплаты экспертизы".

            Правда, порядок проведения экспертизы далеко не случайно назван "временным": выдвинутые в нем 5 критериев, которые "обеспечивают безопасность ребенка, его защиту от негативных влияний игрушки" (см. выше), совершенно очевидно, не являются полными, всеохватывающими и требуют существенных дополнений. То же относится и к 4 критериям, направленным "на обеспечение развития ребенка" (полифункциональность, возможность применения в совместной деятельности, дидактическая и эстетическая ценность). К тому же не ясно, как организационно обеспечить "обязательную экспертизу" каждой игрушки в условиях преобладающей роли рыночных механизмов.

            И все же решение поставленной проблемы жизненно необходимо. Видимо, решаться она будет сочетанием различных путей и средств.

            Еще до первого из названных Приказов Российская академия образования включила в план своих исследований проблему экспертизы детской игрушки. В 2000 г. группа сотрудников ГосНИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ (рук. В.М.Григорьев) разработала "Методические рекомендации по организации психолого-педагогической экспертизы детской игрушки". Исходная идея: в современных условиях обеспечить защиту от недоброкачественной игрушки возможно лишь сочетанием государственной экспертизы с индивидуальной системой приемов оценки и выбора игрушек самим пользователем лично. Для этого разработаны два варианта критериев оценки. Развернутый, стремящийся к всеохватности комплекс из 20 критериев разбит на 3 группы: чем интересна (привлекательна), чем полезна (вредна), за счет чего доступна (недоступна) игрушка для пользователя конкретной категории (возраст, пол, уровень образования, обеспеченности и т.д.)

            Благодаря этому даже рядовой покупатель игрушек или игр может привести их сравнительную оценку по сокращенной формуле В.Григорьева:

Ц = И+П+Д

(ценность =  интерес+польза+доступность)

            Каждый из 3 слагаемых ценности определяется в баллах от -10 до +10, но при отрицательном интересе (И) к игрушке со стороны пользователя ее обычно нет смысла и рассматривать по другим показателям, так как в добровольной и желанной деятельности, каковой является игра с игрушками, субъективный интерес становится исходным, а то и решающим фактором.

            Естественно, что индивидуальные оценки первое время оказываются очень разными, противоречивыми, спорными. В таких случаях можно прибегнуть к развернутой оценке с использованием всех конкретных критериев. Тогда, скажем, польза (П) игрушки выводится как среднее арифметическое 8 оценок по частным критериям: польза для физического, эстетического, интеллектуального, трудового, духовно-нравственного развития, самоопределения личности, достижения социальной организованности, освоения новых информационных технологий.

            Специалисты-эксперты используют всю систему критериев, а возможно, даже еще более детализируют ее. Но, с другой стороны, экспертам необходим учет и складывающегося рыночного спроса, составляющими которого являются индивидуальные оценки игр и игрушек потребителями. Предлагаемое цифровое выражение таких оценок делает их вполне сопоставимыми математически, открывая доступ к массовой статистике, компьютерной обработке данных, выведению среднестатистического рейтинга по конкретным игрушкам и даже их отдельным качествам. Это, в свою очередь, дает ориентиры для все более осознанных и точных индивидуальных оценок как со стороны специалистов по производству, торговле, экспертизе, технологиям применения игр и игрушек, так и в среде их рядовых пользователей. В "Методике" предложен ряд организационных форм для освоения оценки и выбора игр и игрушек педагогами-практиками, родителями, другими воспитателями, наиболее активными школьниками.

 

Hosted by uCoz