АКАДЕМИЯ ИГРЫ
|
Российским
играм официальный статус!.. «…
Интересный прецедент появления оригинального национального вида
спорта». Никита Симонян, Алексей Парамонов, Олимпийские чемпионы, заслуженные мастера спорта СССР.
(Из отзыва на московскую версию игры «Настольный футбол» - Planeball). Теперь уже мало кто знает и помнит, как в послевоенной Москве детвора сама обустраивала свой неприкаянный досуг, придумывая себе дворовые забавы, некоторые из которых по всем признакам стали национальными играми и выполнили в то время свою объединяющую, развивающую… общественную роль. Впервые об этом широко поведали с экрана известные деятели искусства Лев Дуров, Алексей Козлов, Валентин Гафт, Александр Збруев в обаятельном ретроспективно-хроникальном фильме Алексея Габриловича и Александра Марьямова «Дворы нашего детства». Продолжена эта тема у Александра Нилина в журнале «Спортклуб» нашей статьёй «Настольные страсти» (№ 1-2 за 2000 г.) Эти игры и поныне тихо живут в Москве, радуя не только поколение их создателей, но и поколения последующие, в узких товарищеских и семейных кружках никому более не ведомые, способные и впредь выполнять своё социальное предназначение. Дворовых игр тогда было много, некоторые из них, наиболее популярные и любимые, театрализующие футбол, хоккей, баскетбол и прочие, мы воссоздали в виде современных настольных версий, принципиально отличных от известных, в т.ч. зарубежных аналогов – это: -
«Мой футбол» (Planeball), автор д.т.н. В.В. Берендт, свидетельство РФ на полезную
модель №6146, 26.02.97 г.; -
«Таймболл», автор А.С. Соловьёв, патент РФ №2101062, 24.04.95 г.; - «Малый московский хоккей» (коллективное авторство группы его почитателей). Это настольные лично-командные игры. По некоторым данным, в те далёкие времена подобными играми увлекались десятки тысяч маленьких москвичей, и это было явление, даже движение, которое по увлечённости и размаху можно квалифицировать как уникальное в детской игровой истории Москвы, просто об этом мало известно. Такие игры относятся к динамичным, интеллектуальным играм преследования, а, следовательно, принадлежат к разряду спортивных. Они развивают тонкую моторику, функции зрения, реакцию и координацию движения, формируют стратегическое и тактическое мышление, совершенствуют речь, воспитывают навыки достойного общения с партнёрами и соперниками, учат конструктивному разрешению конфликтов, подчинению действий общей задаче. В этих играх познаются законы физики, механики, баллистики, правила геометрии, признаётся и усваивается необходимость заложенных в играх правовых и этических норм и многое другое. При этом они развлекательны и эмоциональны, как сам футбол или хоккей, и безопасны. Это достигается тем, что для каждой игры по принципу максимального приближения к её популярному прототипу, разработаны занимательные Правила. Игры не критичны к возрасту, легко осваиваются детьми 10-12 лет, доступны людям с ослабленным здоровьем и психикой, в том числе инвалидам, служат средством снятия трудовых и профессиональных стрессов и т.д. Эти игры экономичны, т.к. не требуют значительных площадей, специальных помещений и обслуживания. Наиболее продвинута из этих игр – «Мой футбол», для неё разработаны конструкторская и технологическая документация, методология игры и основы теории; игра выпускается на промышленном уровне и положительно оценивается публикациями московской прессы. Игра представляет живое и органичное сочетание тактического макета футбола с техническим плоскостным аналогом бильярда и использует традиционные для народных игр средства свободного перемещения игровых фигур. Следует сказать, что перспективность игры официально отмечена рядом внимательных и разноплановых специалистов в области игр, таких как главный редактор журнала «Наука и жизнь» И.К. Логовский, вице-президент Российского Футбольного Союза Н.П. Симонян, заведующий кафедрой индивидуально-игровых видов спорта РГАФК, заслуженный тренер России О.В. Матицын, директор Всемирного интеллектуального фестиваля (ВВЦ, г. Москва, 1998 г.), профессор В.Е. Махоткин, психологи и методисты Московского городского Дворца творчества детей и юношества, что на Воробьёвых Горах, к.п.н. С.В. Григорьев и А.В. Ерошкин и многие др., в том числе соответствующими экспертными органами. Развитие этих игр шло не простым путём, но, как всегда, всё произошло само собой после того, как некоторые из тех, кто призван радеть о детском и юношеском досуге отмахнулись от их разработчиков и почитателей. Последние волею судьбы собрались в Государственной муниципальном учреждении (ГМУ) – Досуговый Центр «ВОСХОД» Московского Комитета по делам семьи и молодёжи (КДСМ) у Лидии Ивановны Морозовой и вместе поняли, что настало время дать играм новую жизнь, чтоб снова послужили обществу. Руководство КДСМ в лице Заместителя председателя Комитета О.Е. Пильщикова оценило идею, преобразовав её в практическое действие – при Досуговом Центре «ВОСХОД» образована творческая группа (в перспективе – Ассоциация разработчиков и производителей российских игр), которая быстро расширилась, принеся свои плоды. В.А.Синельников, к.т.н., предложил группу разработанных им игр: -
Королевские шахматы
(Кингчесс); -
Московские и Президентские
шашки – настольные лично-командные игры, широко доступные, не требующие
специальной подготовки; - Синплей, Футвалей, «Два мяча» (Туватербол) – оригинальные спортивные командные игры на волейбольной, баскетбольной или гандбольной площадках и на воде – доступные всем, кто владеет мячом, хотя бы на любительском уровне. На школьных и других спортивных фестивалях эти игры вызывают большой интерес у детей, юношества, в т.ч. студентов спортивных учебных заведений. П.В. Быстров, к.т.н., предложил комплекс более чем из 100 собранных им игр групповых и индивидуальных для детей от 5 до 14 лет – дидактических, головоломных, электронных, экологических, театрализующих, игровых пособий, тематических наборов, конструкторов и т.п. В Центре «ВОСХОД» описанные в настоящем сообщении игры апробируются и тематически группируются в комплекты для игротек. В 1999 г. специалисты КДСМ провели широкий практический эксперимент – такие игровые комплекты были направлены в досуговые центры всех десяти административных округов Москвы, из которых поступают положительные отзывы об их использовании, свидетельствующие об интересе к этим играм детей, родителей и организаторов досуга. В сентябре 1999 г. Государственный комитет РФ по молодёжной политике провёл конкурс аудио-визуальных материалов, пропагандирующих здоровый образ жизни – ГМУ «ВОСХОД» стал его лауреатом за представленную «Программу о разработках и развитии новых российских спортивных, развивающих, настольных игр». С видеоматериалом Программы были ознакомлены Управление воспитательной работы Военно-морского флота Министерства обороны РФ и Городской Центр «Дети улиц», которые своими официальными заключениями отметили полезность использования разработанных игр для досуга военнослужащих и подростков из группы «социального риска». Таков предварительный итог разработок и изысканий по возрождению и развитию российских игр, получивших достойные оценки специалистов и самих потребителей – детей. Итог обнадёживающий и озадачивающий, как всё новое. Известно, что появление новых игр само по себе явление редкое и уже поэтому заслуживающее бережного отношения, а в данном случае оно оказалось ещё и непредвиденно широким и социально значимым для нашего непростого времени. Специалисты по психологии игр безрезультатно спорят о том, откуда начинаются игры – сверху или снизу. Сегодня мы, кажется, получили ответ – отовсюду и неожиданно. Дворовые игры 50-х годов возникли стихийно, снизу и, исполнив свою роль, чуть было не позабылись; новое время даёт шанс их возрождения и одновременно появления новых самобытных российских игр – увлекательных, эстетичных, экономичных. Наш долг использовать эти условия и не дать угаснуть этому процессу. Чуткая досуговая политика – это и престиж государства, и его социальное развитие, а реализоваться она может только сверху, на благоприятно возникшей почве. На этой основе возникла идея организации московского (в перспективе Российского) игрового движения, в котором приняли бы участие и дети, и родители и ветераны этих игр, соревнуясь по избранным ими видам на многоуровневой и постоянной основе с турнирами, рейтингом и т.д. Известный московский детский писатель Геннадий Снегирёв, заинтересовавшись этой идеей, предложил для неё название – «Наш Олимп», а ГЭОМЦ «Восход» готов провести первые учредительные соревнования на «Кубок КДСМ» в рамках этой идеи. Необходимо привлечь к этому предложению внимание Московского Комитета образования, Москомспорта, других заинтересованных ведомств и структур, в том числе зарубежных детских игровых объединений, у которых на подобные предложения весьма живая реакция, а их множество. Не надо забывать, что этим игры, как в прошлом, так и в настоящем – инициатива москвичей, надо позаботиться об этом приоритете. Наши игры по своим достоинствам не уступают пинг-понгу, дартсу, а последние уже в Олимпийской программе. В.
Берендт, доктор технических
наук О создании современных
игр с управляемым активным игровым пространством В2000 году большим коллективом авторов, объдинившихся вокруг НПО "Взлет" (руководитель работ Ю.М.Четвериков - ген. директор "Радиком-информ", участники проекта - Волковицкий К.Е., Григорьев С.В., Кирдяшов В.А., Макаров В.А., Плетнев И.Б., Реуцкая Н.А.) в условиях государственного заказа осуществлялся комплекс работ по созданию нового поколения игр с управляемым активным игровым пространством. Разработана типовая техническая основа для игр с активным игровым пространством, включающая игровой стол, блок управления играми, систему командной связи с активными подвижными и стационарными игровыми предметами, средства управления (переносные пульты) играющих, информационное табло и другие компоненты. Техническая основа позволяет на ее базе создать серию различных развивающих и развлекательных игр принципиально нового типа для разных возрастных категорий пользователей – от дошкольников до детей старшего школьного возраста и юношества. Разработаны вопросы технологии разработки и производства указанного типа игр. Созданы 2 развивающие и 2 развлекательные игры. Созданные игры были представлены научной общественности и детям, в Московском Городском Дворце творчества детей и юношества в период проведения «Недели игры и игрушки» и в Московском Центре «Дошкольного Воспитания» имени А.В. Запорожца и получили с их стороны одобрение. Созданная универсальная техническая основа позволяет на ее базе создавать множество разнообразных детских игр, адаптирующихся к уровню развития ребенка. Для детей, начиная от 3-х лет, это могут быть простые дидактические игры взрослого с ребенком направленные на развитие наблюдательности, памяти, внимания и координации движений. Для детей от 5-ти лет – игры, развивающие эвристическое и логическое мышление, знакомящие с факторами риска и практической вероятностью событий. Для более старшего возраста – игры, развивающие коммуникабельность, социального партнерство, умение правильно оценивать результаты своей деятельности. В основу реализации игр нового поколения положены дистанционное ручное и автоматическое программное управление игровыми предметами с использованием новейшего технического принципа систем управления и информационных технологий – взаимодействия индукционных электромагнитных полей. Это позволило создать управляемую активную игровую развивающую предметную среду с изменяемыми свойствами игрового поля и игровых предметов. Создание электронных игр с управляемым активным предметным игровым пространством, в том числе технической подосновы и конкретных игр, должно представлять непрерывно развивающуюся разработку с целью обеспечения подрастающего поколения еще более совершенными и разнообразными играми. Производство электронных игр нового поколения, включая производство технической подосновы и производство игровых комплектов конкретных игр, представляет сложный в организационном и технологическом плане процесс, требующий соответствующей производственной базы и инвестиций. Производство игр может быть рентабельным при их серийном производстве. Работа по получившей государственное финансирование программе ОКР «Возрождение» выполнена в полном объеме в соответствии с техническим заданием. К.Е.Волковицкий,
канд. физ.-мат. наук, зам. гендиректора "Радиком-информ". К экспертизе
игр и игрушек На протяжении года с небольшим Министерство среднего и специального образования РФ издало сразу два Приказа о введении обязательной государственной экспертизы детских игрушек, игр, игрового оборудования: № 109/23 - 16 от 26.05.99 и № 1917 от 26.06.2000. Приказы констатировали, что современный рынок засорен игрушками, представляющими опасность для физического и духовного здоровья детей: игрушки, провоцирующие агрессивность, жестокость, безнравственность, вызывающие нездоровый интерес к сексуальным проблемам, пробуждающие негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. С целью оградить детей от подобных игрушек, сомнительных по качеству компьютерных и иных игр, вводится обязательная государственная экспертиза в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 07.09.99 № ИК - П8 - 29473. При этом второй из Приказов Минобразования дополнен "Временным порядком проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей", в качестве приложений к которому даны "Критерии оценки" с формами необходимых документов и "Инструкция о порядке оплаты экспертизы". Правда, порядок проведения экспертизы далеко не случайно назван "временным": выдвинутые в нем 5 критериев, которые "обеспечивают безопасность ребенка, его защиту от негативных влияний игрушки" (см. выше), совершенно очевидно, не являются полными, всеохватывающими и требуют существенных дополнений. То же относится и к 4 критериям, направленным "на обеспечение развития ребенка" (полифункциональность, возможность применения в совместной деятельности, дидактическая и эстетическая ценность). К тому же не ясно, как организационно обеспечить "обязательную экспертизу" каждой игрушки в условиях преобладающей роли рыночных механизмов. И все же решение поставленной проблемы жизненно необходимо. Видимо, решаться она будет сочетанием различных путей и средств. Еще до первого из названных Приказов Российская академия образования включила в план своих исследований проблему экспертизы детской игрушки. В 2000 г. группа сотрудников ГосНИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ (рук. В.М.Григорьев) разработала "Методические рекомендации по организации психолого-педагогической экспертизы детской игрушки". Исходная идея: в современных условиях обеспечить защиту от недоброкачественной игрушки возможно лишь сочетанием государственной экспертизы с индивидуальной системой приемов оценки и выбора игрушек самим пользователем лично. Для этого разработаны два варианта критериев оценки. Развернутый, стремящийся к всеохватности комплекс из 20 критериев разбит на 3 группы: чем интересна (привлекательна), чем полезна (вредна), за счет чего доступна (недоступна) игрушка для пользователя конкретной категории (возраст, пол, уровень образования, обеспеченности и т.д.) Благодаря этому даже рядовой покупатель игрушек или игр может привести их сравнительную оценку по сокращенной формуле В.Григорьева: Ц
= И+П+Д (ценность
= интерес+польза+доступность) Каждый из 3 слагаемых ценности определяется в баллах от -10 до +10, но при отрицательном интересе (И) к игрушке со стороны пользователя ее обычно нет смысла и рассматривать по другим показателям, так как в добровольной и желанной деятельности, каковой является игра с игрушками, субъективный интерес становится исходным, а то и решающим фактором. Естественно, что индивидуальные оценки первое время оказываются очень разными, противоречивыми, спорными. В таких случаях можно прибегнуть к развернутой оценке с использованием всех конкретных критериев. Тогда, скажем, польза (П) игрушки выводится как среднее арифметическое 8 оценок по частным критериям: польза для физического, эстетического, интеллектуального, трудового, духовно-нравственного развития, самоопределения личности, достижения социальной организованности, освоения новых информационных технологий. Специалисты-эксперты используют всю систему критериев, а возможно, даже еще более детализируют ее. Но, с другой стороны, экспертам необходим учет и складывающегося рыночного спроса, составляющими которого являются индивидуальные оценки игр и игрушек потребителями. Предлагаемое цифровое выражение таких оценок делает их вполне сопоставимыми математически, открывая доступ к массовой статистике, компьютерной обработке данных, выведению среднестатистического рейтинга по конкретным игрушкам и даже их отдельным качествам. Это, в свою очередь, дает ориентиры для все более осознанных и точных индивидуальных оценок как со стороны специалистов по производству, торговле, экспертизе, технологиям применения игр и игрушек, так и в среде их рядовых пользователей. В "Методике" предложен ряд организационных форм для освоения оценки и выбора игр и игрушек педагогами-практиками, родителями, другими воспитателями, наиболее активными школьниками.
|